Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

ОРКСЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. РАЗДЗОГ»
ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА РСО - АЛАНИЯ

ПРИНЯТО
Педагогический совет
МБОУ СОШ с. Раздзог
от «26» августа 2020 г. № 1УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ СОШ с. Раздзог
______ _______ / Мамукаева З.Х. /
«02 » сентября 2020 г. Пр. № 47/4-ДТ

Положение
об организации преподавания
и контрольно-оценочной деятельности
комплексного учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
и предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
МБОУ СОШ с. Раздзог
с.Раздзог
2020
2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной
деятельности комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее – Положение) в МБОУ СОШ с. Раздзог регламентирует организацию преподавания
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», систему контроля и оценки
достижения планируемых результатов по данным предметам.
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 21.12.2012 № 273- ФЗ:
 статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры
народов Российской Федерации»;
 статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с
перечнем учебников, рекомендованных к использованию);
 статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении
содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным
программам");
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- Письмом Минобрнауки РФ от 9.02.2012 № МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1
сентября 2012 года»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки
РФ от 05.03.2004 № 1089»;
- Приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждѐнный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2019 № 373»
- Письмом Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761"Об изучении предметных областей
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
- Приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 08.06.2011 № МД-883/03«О направлении методических
материалов ОРКСЭ»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 22.08.2012 № 08-250 от 22.08.2012 года «О введении
учебного курса ОРКСЭ. (Приложение. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении
основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса»);
- Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»
3
(Приложение 1. «Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» для 4-5 классов»);
- Письмом Министерства образования России от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе
оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного
обучения»;
- Уставом МБОУ СОШ с. Раздзог (далее – образовательное учреждение);
- Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ с. Раздзог.
1.2. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
28.01.2012 № 84-р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение
комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –
предмет ОРКСЭ).

1.3. Предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у

школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, напоминание их

значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

1.4. Логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ в

основной школе является предметная область «Основы духовно-нравственной культуры

народов России» (далее – предметная область и/или учебный предмет ОДНКНР).

1.5. В соответствии с введѐнным Федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года предметная область
ОДНКНР должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных

традиций народов России, формирование
гражданского представлений об исторической роли

традиционных религий и общества в становлении российской

государственности.

1.6. Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные

организации
методического свободны в определении содержания образования, выборе учебно

обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими

образовательным программам.

1.7. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную

и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического
обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих
вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных
областей относится к компетенции образовательного учреждения.
2. Организация изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

2.1. Организация преподавания учебного предмета ОРКСЭ

2.1.1. Курс ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-ом классе, изучается

в течение учебного года как предмет базисного компонента учебного плана в объѐме 34
часов (1 час в неделю).

2.1.2. Основными задачами комплексного курса являются:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);


4
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;

- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,

разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного

уважения и диалога.

2.1.3. Учебный предмет ОРКСЭ является комплексным и представлен

следующими модулями:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
2.1.4. Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса,
а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
2.1.5. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся в соответствии
с Регламентом процедуры выбора родителями (законными представителями)
обучающихся модулей ОРКСЭ в МБОУ СОШ с. Раздзог. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных
представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются
учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе.
Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.
2.1.6. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без
согласия родителей (законных представителей) не допускается. Представители
администрации школы, учителя, классные руководители не должны без учета мнения
родителей обучающегося определять, какой модуль будет изучать ребенок. Также
родителям (законным представителям) обучающихся должна быть предоставлена
возможность смены модуля обучения, если такое желание возникает.

2.1.7. Преподавание учебного предмета ОРКСЭ обеспечивают педагоги с

необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

2.2. Реализация предметной области ОДНКНР в основной школе

2.2.1. В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосоверщенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
5
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
2.2.2. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные
и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений;
- включение в рабочие программы учебных предметов «Обществознание», «История»»,
«Литература» и др. тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания
(включение модуля ОДНКНР);
- включение курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебный план внеурочной деятельности обучающихся;
- через включение занятий (мероприятий) по предметной области ОДНКНР во
внеурочную деятельность для обучающихся 5-9 классов в рамках реализации
Программы воспитания и социализации обучающихся. Возможны экскурсии в
краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и
других памятников, на предприятия художественных промыслов и т.д.; беседы с
очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими
национальных героев; участие в исследовательской и проектной деятельности;
различные социальные практики (Приложение 1. Планирование предметной области
ОДНКНР в зависимости от выбора вариантов ее реализации).
2.3. Преподавать предмет ОРКСЭ, предмет (курс, модуль) ОДНКНР могут педагоги
школы - учителя начальных классов, учителя-предметники основной школы, классные
руководители с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку и
имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право
преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательном
учреждении.

2.4. В рамках изучения курса ОРКСЭ может осуществляться сотрудничество

школы с традиционными религиозными конфессиями, которое оформляется соглашением о
сотрудничестве.

2.5. Изучение предметов ОРКСЭ, ОДНКНР ведется по учебникам и учебным

пособиям из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2.6. Для эффективной организации и преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР могут
использоваться электронные образовательные ресурсы:
- сайт ОРКСЭ www.orkce.org;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
(раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов
Эрмитажа, произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические
коллекции» (от Руси Киевской до Руси Московской)
6
- дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики,
сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
- электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит
учебные пособия по философии, культурологии, истории, произведения
классиков):
- государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит
материал по истории религий, искусству, имеется виртуальный музей
для детей).
- информация о религиозных организациях размещена на следующих интернетресурсах (информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):
- http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел
религиозного образования и катехизации РПЦ;
- http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о
деятельности исламской мечети, календарных датах);
- http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
- http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
- сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -
http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам
человека);
- www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.
3. Принципы организации, формы и методы обучения по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
3.1. Основные принципы организации обучения по ОРКСЭ и ОДНКНР являются:
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития обучающихся, их интеллектуальной, духовнонравственной и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опора на самостоятельность мышления обучающихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации,
способов деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через
соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для
эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской
деятельности;
- принцип краеведения. Обучающиеся, изучая родной край, начинают осознавать, что
малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один
из элементов общероссийской культуры;
- принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. Преподаватель ОДНКНР, учитель основной школы,
должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике
обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание ОРКСЭ в четвертом классе,
использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе,
постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для
основной школы.
7
3.2. В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной
деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие
технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный
подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ
жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
3.3. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках
ОРКСЭ и ОДНКНР могут быть отнесены:
- работа с учебником;
- эвристические беседы;
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- различные виды дискуссий;
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские;
- составление словаря-глоссария;
- сочинения, эссе.
3.4. Приоритетными формами работы с обучающимися являются: коллективная,
групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальная творческая
работа. Предусматривается подготовка и презентация творческих проектов обучающихся на
основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
3.5. В ходе реализации предметов (курсов, модуля) предполагается взаимопонимание с
родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и
единых требований.
3.6. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные
консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и
мероприятия.
4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
предмета ОРКСЭ и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России». Контроль за качеством реализации предмета ОРКСЭ и
предметной области ОДНКНР.
4.1. Прохождение рабочей программы по предмету «Основы религиозных культур и
светской этики» фиксируется в классном журнале. В журнале фиксируется следующее:
- список обучающихся по модулю;
- наименование модуля – «Основы мировых религиозных культур» (или «Основы
светской этики», или «Основы православной культуры», или «Основы буддийской
культуры», или «Основы иудейской культуры», или «Основы исламской культуры»).
- отсутствие обучающихся на уроке;
- тема урока в соответствии с рабочей программой учителя.
8
4.3. При преподавании учебного предмета ОРКСЭ в 4-х классах, модуля, курса
внеурочной деятельности ОДНКНР в основной школе предполагается безотметочная
система оценивания результатов освоения программы, что не означает отсутствие
контроля и оценки достижения учащимися планируемых результатов.
4.2. Прохождение рабочей программы по ОДНКНР фиксируется в соответствии с
выбранной формой реализации результатов.
4.4. Безотметочная система оценивания устанавливается на период всего учебного года.
4.5. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует
отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
4.6. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,
выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными
и предельно четкими;
- приоритет самооценки и взаимооценки - в учебном процессе наряду с использованием
внешней оценки (взаимооценка детей) формируется способность учащихся
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Самооценка ученика
должна предшествовать оценке учителя. При работе в парах или группах важна
качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга
- в характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются
результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
4.7. В условиях безоотметочного обучения:
- исключается система отметочного оценивания. Не допускается использование любой
знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
солнышки, улыбки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка;
- оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника,
своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия,
темп деятельности и др.);
- оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями).
- осуществляется обучение детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу
с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить
исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с
учащимися ориентируется на успех, содействует становлению и развитию
самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и
научение ребенка.
4.8. По ОРКСЭ и ОДНКНР контрольные работы не проводятся. Домашние задания носят
творческий характер и даются на перспективу (обсуди высказывание с родителями, составь
рассказ, составь ребус, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).
4.9. Для оперативного контроля освоения обучающимися программы по предмету
(модулю, курсу) используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных
типов, ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по изученным темам, выполнение
индивидуально или группой творческих заданий разного вида, проектных работ, сообщения
(оформленное и представленное) по заданной или выбранной самостоятельно теме.
4.10. Указанные формы контроля служат учителю источником оценки
метапредметных результатов освоения программы обучающимися, освоения обучающимися
9
основных понятий курса, необходимой учителю для анализа эффективности реализации
содержания курса.
4.12. Для оценки метапредметных результатов освоения программы обучающимися
используются технологические карты метапредметных результатов, в которых учителемпредметником фиксируется уровень сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий (УУД). Уровень сформированности УУД
фиксируется учителем в форме баллов (баллы не переводятся в отметку и не выставляются в
классный журнал). (Приложение 2. Образец технологической карты уровня
сформированности регулятивных УУД для 4 класса):
3 балла – средний уровень; соответствует базовому уровню достижений;
5 баллов – повышенный уровень;
0 баллов – ниже базового уровня.
4.13. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной
в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.

4.14. В ходе промежуточной аттестации обучающихся информация об уровнях

сформированности УУД обучающихся передается классному руководителю и председателю
методического объединения учителей-предметников гуманитарного цикла.

4.15. В конце учебного года в рамках последнего, завершающего раздела предмета

(курса) или по завершении изучения модуля в рамках последних уроков модуля
предусматривается презентация (защита) индивидуальных и коллективных творческих
продуктов или проектов обучающихся и их обсуждение в классе как форма оценки
результатов достижения планируемых результатов обучения.
Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курсов и с выходом
на диалог культур и традиции многонационального народа России.
Допускается защита работ на общеклассных мероприятиях.
4.16. Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета,
журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или
художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного
на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или
исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая
игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
4.17. Успешно подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной
или выбранной самостоятельно теме, выполненная и оформленная индивидуально или в
группе творческая работа, проект, другие работы по выбору обучающихся и их родителей
(законных представителей), свидетельствующие об успешном освоении программы учебного
предмета (курса, модуля), вкладываются в Портфолио достижений обучающегося и вместе с
результатами защиты творческих продуктов и проектов учитываются в ходе процедуры
оценки отдельных составляющих и портфеля достижений в целом.
10
Примечание. Портфолио обучающегося представляет собой форму
и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной
деятельности школьника, а также соответствующих информационных
материалов о результатах освоения образовательных программ. Оценка
содержимого Портфолио осуществляется одноклассниками и учителем в
форме содержательной, качественной оценки. А в конце года организовывается
его презентация.
4.18. Администрации школы осуществляет регулярный контроль за качеством
преподавания данного предмета, прохождением программного материала, безотметочным
преподаванием, посещаемостью обязательного предмета (модуля). Цели и результаты
контроля фиксируются в журнале.
4.19. Оценка деятельности педагога в рамках курса «Основы религиозных культур и
светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где анализируются
соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной
самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией,
эффективность использования форм и методов духовно-нравственного воспитания, учет
возрастных особенностей обучающихся, выполнение общественного заказа на содержание
курса (технология, содержание, контроль за деятельностью учителя).
4.20. С целью оценки качества преподавания может быть организовано изучение
отношения обучающихся к предмету (модулю, курсу), а также их родителей (законных
представителей) в форме анкетирования, изучение влияния курса на отношения школы с
родителями, сравнение за три года распределение выбора родителями модуля ОРКСЭ и др.
4.21. Результатом исполнения функции контроля является аналитическая справка
заместителя директора по УВР «Анализ качества реализации предмета ОРКСЭ и /или
предметной области ОДНКНР».
5. Права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся
5.1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных,
культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей учебного
предмета ОРКСЭ, а также право изменить модуль обучения, если такое желание возникает.
5.2. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных
вопросов при изучении учебного предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР
обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.
5.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для
изучения обучающимися учебного предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР и
самообразования ребенка.
5.4. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами
обучения.
6. Права и обязанности администрации лицея
6.1. Администрация школы должна обеспечить реализацию права обучающихся
и их родителей (законных представителей) на выбор одного из модулей учебного предмета
ОРКСЭ.
6.2. Администрация школы обязана создать условия для изучения обучающимся 4-
х классов выбранного модуля ОРКСЭ и реализации предметной области ОДНКНР.
6.3. Администрация школы должна обеспечить прохождение курсовой подготовки
педагогов по учебному предмету ОРКСЭ.
Приложение 1
К Положению об организации преподавания учебного
предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в МБОУ
СОШ с. Раздзог
Планирование предметной области ОДНКНР в зависимости от выбора вариантов ее реализации


п/пРазделы ООП ООО Вариант 1
(самостоятельный учебный курс)Вариант 2
(интегрированный учебный
курс)Вариант 3
(внеурочная деятельность)

1 Целевой
Отражаются планируемые
результаты изучения предметной
области ОДНКНР с учетом
региональных и этнокультурных
особенностейВ сетку часов учебного плана ООП
включаются часы данной
предметной области (оформляется
строка Предметная область
ОДНКНР, 0,5/1 час.); вносится в
расписание; оформляется
страничка в классном журнале для
предметной области ОДНКНР.Вносятся изменения в рабочие
программы учителей
предметников (отражение
интеграции тем по предметной
области ОДНКНР с темами
основных учебных предметов);
разрабатывается рабочая
программа интегрированного
учебного курса ОДНКНР. При
записи тем на страницах журнала
по учебным предметам
(литература, изобразительное
искусство, музыка, история или
др.) делается отметка об
интеграции «ОДНКНР». В сетке
часов учебного плана
оформляется строка, под
звездочкой* об интегрированном
учебном курсе; в пояснительной
записке к учебному плану -
четкая фиксация интеграции с
другими учебными предметами.Предметная область ОДНКНР вносится в план
внеурочной деятельности, отражается в Программе
воспитания и социализации обучающихся.
Разрабатывается рабочая программа курса (кружок,
факультатив, элективный курс или пр.) внеурочной
деятельности по предметной области ОДНКНР;
создается журнал кружка, факультатива или пр.
Ознакомление родителей с особенностями курса
ОДНКНР; закрепление в локальном акте ОО системы
оценивания (безотметочная). Осуществляется четкий
контроль реализации данной предметной области

2 Содержательный
Наличие рабочей программы
учебного (внеурочного) курса
ОДНКНР с планируемыми
темами

3 Организационный
Включение в пояснительную
записку ООП информации о
варианте реализации курса,
(например,вариант1—
самостоятельно, вариант 2 —
интегрировано с учебным
предметом (литература, музыка,
история, изобразительное
искусство или др. учебный
предмет);
вариант 3 включение в план
внеурочной деятельности


12
Приложение 2
К Положению об организации преподавания учебного
предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в МБОУ
СОШ с. Раздзог
Технологическая карта сформированности регулятивных УУД. 4 класс *Н – низкий уровень (0б); С - средний (3б), П - повышенный (5б)

ученикиОпределять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая
проблемуОценивать результат действий Средний
%
каждого
ученика

Определять
цель,
обнаруживать и
формулировать
проблемуВыдвигать
версии,
прогнозировать
результат и
определять
средства решения
проблемы:Планировать с
помощью учителя
учебную
деятельность:Работать по
плануПо ходу работы
сверять свои
действия с
целью, находить
и исправлять
ошибки:Определять
степень
успешности
выполненной
работы, исходя
из имеющихся
критериев:Осознавать
причины своего
успеха или
неуспеха,
находить выход
из ситуации
неуспеха:

(Н) Определяет (Н) Осуществляет (Н) решение (Н) (Н) -Без помощи (Н) Приступая к (Н) Не может

цель учебной решение по исключительно предложенному учителя не мо- решению новой определить

деятельности с знавательной знакомых задач учителем, жет обнаружить задачи, может с причины и

помощью учителя задачи, не изменяя используя несоответствие помощью самостоятельно

ее и не выходя за основные усвоенного учителя оценить найти выход из

ее требования. средства способа действия свои воз- ситуации

- Невозможность новым условиям. можности для ее неуспеха

решить новую -осознает решения.

практическую правило

задачу объясняет контроля, но

отсутствие затрудняется

адекватных одновременно

способов выполнять

учебные дейст

вия и контроли

ровать их


13

(С)-
Самостоятельно
формулирует
цели. учебной
деятельности,
урока;(С )определяет
средства решения
проблемы,
выбирая из
предложенных;
-осознает свою
цель и структуру
выбранного
способа решения
новой задачи(С) решение
задач, проблем
творческого и
поискового
характера;(С)
самостоятельно
составленному,
используя
основные
средства(С)
Самостоятельно
или с помощью
учителя
обнаруживает
ошибки,
вызванные
несоответствием
усвоенного
способа действия
и условий задачи
и вносит
коррективы.(С) Свободно и
аргументиро
вано оценивает
уже решенные
им задачи,.(С) в диалоге с
учителем;

(П)
Самостоятельно
формулирует
тему , цель
проекта.(П)
самостоятельно
находит средства
достижения цели.
Выдвигает
содержательные
гипотезы, учебная
деятельность
приобретает
форму активного
исследования
способов действия(П) осуществление
проекта.(П)
самостоятельно
составленному,
используя
основные и
дополнительные
средства
(справочники,
сложные
приборы,
средства ИКТ).(П)
самостоятельно.
Контролирует
процесс решения
задачи другими
учениками.(П) -Умеет
самостоятельно
оценить свои
действия и
содержательно
обосновать пра
вильность или
ошибочность
результата,
соотнося его со
схемой
действия.
- Может
оценить
действия других
учеников.(П)
самостоятельно.

Средний
по
классу

 

 

 

 

Памятка для родителей (законных представителей) учащихся
о комплексном учебном курсе
«Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители!
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с
1 сентября 2012-2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы
религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на
духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных
нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть
образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время,
отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учеными и специалистами, привлеченными Минобрнауки РФ, разработан
для школ комплексный учебный курс ОРКСЭ, включающий 6 модулей: основы
православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской
культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур,
основы светской этики.
Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из
модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая
методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя
общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о
многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ,
предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской
этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них
представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников
представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры,
воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного
выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по
истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному
искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны
межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые
внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.
Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур
и светской этики» – это комплект из 6 книг.
Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста,
учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя
тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в
том числе мультимедийные интерактивные материалы.
В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей, а
также брошюры для родителей информационного характера, знакомящие
взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех
участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в
национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого
кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется
в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно
одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в
котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы
сможете получить ответы на все интересующие вопросы.
Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не
допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком
общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дата, место проведения родительского собрания: ___________________
____________________________________________________________________
С уважением,
администрация МБОУ СОШ с.Раздзог
Директору МБОУ СОШ с.Раздзог
________________________________
ФИО руководителя
________________________________
Ф.И.О. родителей (законных представителей),
проживающих по адресу:
________________________________
Заявление
Мы, родители (законные представители) ______________________________
(Ф. И. ребенка)
____________ учащегося «____» класса _________________________
(наименование ОУ)
из предлагаемых на выбор модулей учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики»:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики
выбираем для своего ребенка изучение:
______________________________________________________________________
(название модуля курса ОРКСЭ).
Дата «____» _________________ 20___ г.
_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)
_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)
Анкета для родителей (законных представителей)
обучающихся 3 классов

Вопросы Варианты ответа
1.Как Вы относитесь к введению в
учебный процесс школ курса
«Основы религиозных культур и
светской этики»?
1.Положительно
2.Скорее положительно
3.Безразлично
4.Скорее отрицательно
5.Отрицательно
6.Затрудняюсь ответить
2.В чем Вы видите положительное
значение введения данного курса?
1.Расширение кругозора детей
2.Формирование уважительного отношения к
различным мировоззрениям и религиям
3.Формирование патриотизма и гражданской
солидарности
4.Формирование ценности здорового образа
жизни
5.Воспитание трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни
6.Воспитание культуры межнационального
общения, уважения к культурным,
религиозным традициям народов России
7.Духовное и культурное развитие детей
8.Повышение нравственности детей
9.Формирование уважительного отношения к
старшим
10.Приобретение знаний о различных
культурах, вероисповеданиях
11.Снижение уровня преступности,
наркомании в подростковой среде
12.Приобщение молодежи к вере
13.Другое
14.Затрудняюсь ответить
3.В чем Вы видите риски,
связанные с введением курса?
1.Обособление школьников по мировоззрению
или национальной принадлежности
2.Дополнительная учебная нагрузка для
учащихся
3.Появление формального отношения к
религии, вере
4.Снижение уровня терпимого отношения к
культурным, конфессиональным и
религиозным различиям
5.Принудительное навязывание веры, религии
6.Принудительное навязывание одного из
модулей курса
7.Другое ………
8.Затрудняюсь ответить
4.Какой модуль курса ОРКСЭ Вы 1.Основы светской этики

 

выбрали для своего ребенка? 2.Основы мировых религиозных культур
3.Основы православной культуры
4.Основы исламской культуры
5.Основы буддийской культуры
6.Основы иудейской культуры
7.Не участвовал(а) в выборе
5.Испытывали ли Вы трудности с
выбором модуля курса?
1.Да
2.Нет
6.С чем были связаны трудности
Вашего выбора?
1.Различное мировоззрение членов семьи
2. Настороженность, недоверие
к нововведениям
3. Недостаточность информации
о содержании курса
4. Другое ………
7.Что повлияло на выбор
Вамиименно этого модуля курса?
1.Интерес ребенка к изучению именно этого
модуля курса
2. Мнение классного руководителя или других
педагогов
3. Рекомендации родителей одноклассников
ребенка
4. Желание руководства школы
5.Разъяснительные беседы представителей
религиозных конфессий
6. Уклад жизни семьи, семейные традиции
7. Другое ………
8. Затрудняюсь ответить
2.Факультатив для всех желающих
3.Этот курс не должен преподаваться в школе
4.Затрудняюсь ответить
8.Как Вы считаете, отражает ли
воспитательный, духовно
нравственный характер курса
учебное пособие по выбранному
модулю?
1.Да
2.Скорее да, чем нет
3.Скорее нет, чем да
4.Нет
5.Затрудняюсь ответить
9.Имеете ли Вы представление о
содержании учебных пособий по
другим модулям курса?
1.Да, всех
2.Да, некоторых
3.Нет
10.Какую систему оценивания
достижений Вашего ребенка по
данному курсу Вы считаете
наиболее оптимальной?
1.С выставлением отметок
2.Без отметок
3.Другую….
4.Затрудняюсь ответить


Выписка из протокола № 4 от 26.03.2021г. родительского собрания
« 3 » класса
о выборе модуля учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование учреждения МБОУ СОШ с.Раздзог
Присутствовали (указать): 6 .
Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся
«__3__» класса модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики»:

Название модуля ОРКСЭ Кол-во выборов
(цифрами и письменно)
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур 6 (шесть)
Основы светской этики

Дата «26» марта 2021 г.
Классный руководитель Касаева Р.П. __________________
(подпись)
Председатель
родительского комитета класса_______________ ________________
(подпись)
Лист сводной информации
о результатах выбора родителями (законными представителями) учащихся
модуля учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование учреждения МБОУ СОШ с.Раздзог

Модуль курса ОРКСЭ 3 класс Всего кол-во
уч-ся,
выбравших
данный
модуль
Процент
выбравших
Основы светской этики
Основы мировых
религиозных культур
6 6 100%
Основы православной
культуры
Основы исламской
культуры
Основы буддийской
культуры
Основы иудейской
культуры
ВСЕГО 6 6 100%

« 26 » марта 2021 г.
И.о.директора школы Мамукаева З.Х. _____________________
Председатель
родительского комитета класса______ _______ _____________________

 

Положение об организации преподавания ОРКСЭ

https://cloud.mail.ru/public/B2NM/SHkU1jL8Z

 

 

В.В. Путин –президент Российской Федерации

"Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины должны хорошо подготовленные люди.

 Д.А. Медведев

"Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьёзным образом влияют и на становление личности человека и гражданина"

«Основы религиозных культур и светской этики» - комплексный учебный курс

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики). Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.     Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.     Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.